Товаров на:

0 тенге

Оформить заказ »
Добавлено в корзину
Новости:
22.10.2009 г.
Вниманию пользователей сайта!
Сайт наполнен тестовой информацией. Вам необходимо самостоятельно заменить ее на другую, соответствующую Вашим требованиям, сделать это можно через систему управления сайтом, которая уже открыта для Вас.

Закат серебряного века казахских ювелиров

ЗАКАТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА КАЗАХСКИХ ЮВЕЛИРОВ

Что мы находим в ювелирном деле спустя более двух тысячелетий у потомков древних саков – казахов? Хотя это уже другая культура, даже материалы и техники ювелиров другие, именно в этом виде искусства сохранились древние традиции.

Когда апрельским днем 1970 года археологи вскрыли усыпальницу сакского вождя-жреца в Иссыкском кургане, она как бы осветилась сиянием – так заблестели золотые бляшки (4,5 тысячи штук!) на костюме и атрибутах погребенного. Эта археологическая находка, кроме всего прочего, ясно указывала на магическую и ритуальную роль ювелирного искусства.

 

Очень мало известно о жизни, религии, культуре древних саков. Но стоит лишь посмотреть на высокий головной убор золотого человека со сложным набором символов, фигурками животных, чтобы понять его обрядовое значение. Такие высокие уборы носили жрецы, в таких погребали царей. Естественно, для передачи разнообразных образов должна быть развитая ювелирная пластика и техника, и она была на высочайшем уровне. Недаром искусство номадов с его «звериным стилем» оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но также на китайское, южнорусское искусство.

Времен связующее искусство

А что мы находим в ювелирном деле спустя более двух тысячелетий у потомков древних саков – казахов? Хотя это уже другая культура, даже материалы и техники ювелиров другие, именно в этом виде искусства сохранились древние традиции. В отличие от других художественных промыслов степных мастеров – резьбы по дереву, производства кожаных, гончарных изделий и т.д. ювелирное ремесло из бронзы, серебра, золота оказалось более долговечным и сохранилось до наших дней.

Осталась от старинного ремесла его основа – обрядовое предназначение. Также сохранились отличительные черты древнего костюма и атрибуты. Высокий головной убор сакского вождя видоизменился в сәукеле – головной убор казахской невесты, имеющий обрядовое значение. Сохранился и камзол: само название национального женского костюма имеет в основе древнетюркское кам – «жрец», что говорит о его первоначальной ритуальной значимости. От этого слова образовалось и камча – ритуальная плеть. Недаром камчой открывали от покрывала лицо невесты (беташар) при знакомстве с родственниками будущего мужа, а инкрустация рукоятки плети – целое искусство.

Старинные казахские украшения, как и костюм, несли большую смысловую и магическую информацию. По ним можно было узнать, замужем ли молодая женщина, засватана ли девушка и т.д. По украшениям и костюму можно было догадаться об имущественном положении, социальном статусе и территориальной принадлежности женщины.

В ювелирном искусстве полно и ярко отражены эстетические идеалы казахского народа, его вкусы, уровень его материальных ценностей. Его отличительная черта заключается не только в высоком мастерстве зергеров, но и магической, защитной функции. Как правило, украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение. Глубокой семантикой отмечены орнаменты ювелирных изделий, в которых использованы элементы, стилизующие мотивы флоры и фауны: «қошқар мүйіз» (бараний рог), «құрт-құлақ» (перекрестье из бараньих рогов), «жапырақ-гүл» (трилистник) др.

Выражение «купаться в золоте (серебре)» в прошлом имело прямой смысл. Купание детей в воде с золотыми и серебряными монетами кроме ритуального, магического значения имело и лечебное: серебро, к примеру, обладает бактерицидными свойствами. С пожеланиями оградить от дурного глаза и слова («жаман көзден, жаман сөзден сақтасын») бросали в воду серебряные украшения: кольца, браслеты, серьги. К тому же они были символами состоятельности родителей и будущего богатства сына, приданного для дочери.

Издревле золото ассоциировалось с солнцем, серебро – с луной. Надо отметить, что золото и серебро в разные времена имели разную ценность. В XVI-XIX вв. серебро преобладало в денежном обращении во многих странах Евразии, в том числе России и казахской Степи. К тому же этот металл обладает ковкостью, пластичностью и целебными свойствами. По этой причине оно больше использовалось и в изделиях казахских ювелиров. В представлении казахов природная красота этого металла дополнялась очистительным, оберегающим качеством. Они рассматривали серебро как частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами, произнося при купании детей «Баланың күні күмістей жарық болсын!» («Пусть дни ребенка будут светлыми, как серебро!»).

Женское лицо ювелирного ремесла

В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. Поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению. Семантика ювелирного искусства не обошла стороной даже внутрисемейные отношения, например, свекровь, отличавшаяся материнской любовью к своей молодой невестке, получала в подарок от свата «құдағи жүзік» – перстень для сватьи. В прошлом сватали невесту в 9-12 лет. При сговоре ей обязательно дарили серьги. Серьги в ушах – значит девочка на выданье, и наоборот, незавидна была судьба девушки без серег.

Сережка состояла из двух элементов: дужки, похожей на полумесяц и нижней части с драгоценными камнями – «солнца». Такая символика была важна для древнего человека как объединение двух энергий. К тому же момент вдевания серег соединял два начала: мужского (серьги) и женского (мочки уха). Ношение серег полезно и по медицинским показаниям. Старинные серьги были тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки, связанные с нервной системой. Серьги по форме и исполнению были различны, но выполнялись в основном из серебра и украшались различными драгоценными камнями.

Сейчас модны всякие колокольчики, бубенчики, обычно вывешиваемые у дверей, звон которых очищает помещение и благотворно влияет на психику людей. А ведь подобные звуки звучали в Степи испокон веков. Их издавали шолпы (накосное украшение), шашбау (височное, накосное украшение) – своеобразные металлические подвески для кос молоденьких девушек. Они выполнялись из серебряных монеток, соединенных между собой колечками и чередующихся ажурными украшениями с различными камнями. Шашбау также изготовляли в виде металлических подвесок различной формы, соединенных цепочками. В верхней части шолпы имелись цветные ленточки, вплетаемые в косы. При движении монетки, подвески, цепочки издавали приятный и мелодичный «серебряный» звон, отгонявший злых духов и очищающий окружающее пространство.

Характер и количество ювелирных украшений имели возрастные разграничения и соответствовали возрасту женщины. Так, девочки носили простые по форме серьги и браслеты. С возрастом украшения девушки менялись, ювелирные изделия становились наряднее. После замужества украшения постепенно упрощались. Другой особенностью казахских ювелирных изделий является то, что практически все они связаны с определенными видами костюма.

Амулеты (тұмарша) изготовлялись из различных материалов (кожи, кости, дерева, металла и пр.) как для детей, так и для взрослых. Если для малышей обереги предназначались, прежде всего, от сглаза и болезней, то для взрослых они различались по цели использования: для путешественника, для воина, от болезней, для любви, удачи и т.д. Особенно ценились талисманы из серебра, обладающего особыми свойствами. Ювелиры делали талисманы округлой формы или придавали им геометрическую конфигурацию. Сложные изделия состояли из двух и более фигур, одна над другой, соединенных цепочками, украшенных камнями, филигранью и заканчивающихся книзу остроконечными подвесками. И взгляд постороннего невольно скользил по цепочкам вниз и «уходил» в землю. К тому же они, как шолпы, звенели при движении.

Для детей старались делать амулеты поярче – так «отвлекались» взгляды людей. В основной фигуре амулета имелась выемка, куда вставляли «дұға» – написанные на бумаге, вышитые на материале молитвы, заклинания или щепотку родной земли, пучок травы и т.д. Талисман освящался бақсы (шаманом) и носился на груди. К амулету примыкает алқа – колье, нагрудное украшение. В древности оно служило оберегом и связано с почитанием богини Умай, дарующей женщинам души детей. В середине груди находится один из чакр, энергетических центров, который и защищает нагрудник, как и талисман.

Первоначально колье могла иметь только сваха – оно было частью ее ритуальной деятельности. Колье состояло из нескольких частей округлой или четырехугольной формы, соединенных колечками, с богатым орнаментом и драгоценными камнями в центре. От них спускались серебряные колечки с различными деталями.

Более разнообразными были застежки (қапсырма) для женской одежды как по форме, так и по исполнению, с драгоценными камнями и без них, но обязательно с орнаментом и в основном из серебра. Почти скульптурной выразительностью форм отличаются литые застежки, выполненные в виде стилизованных голов баранов и грифонов. В стилистике изображения этих изделий, в общих чертах, сохраняются элементы, характерные для скифо-сакского анимализма. Располагались они в районе пупка, где имеется другой энергетический центр. Различными были и женские браслеты: массивные и легкие, широкие и узкие, цельные и из отдельных частей, в комплекте с кольцами и т.д. Серебряные браслеты также полезны – они прикрывали пульсовые точки на запястье. По поверью, энергетика серебряных браслетов и колец благотворно влияла и на вкусовые качества приготовляемой пищи.

Свадьба как маленькая смерть

 

У девушки, согласно казахской поговорке, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как и амулеты, были магическими оберегами. Они украшались различными камнями: кораллами, сердоликом, горным хрусталем, малахитом, бирюзой и т.д. Серебряные украшения – необходимый атрибут женского костюма, начиная с детского. Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Женские пояса (белдік) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами.

Чем моложе была женщина, тем больше полагалось ей носить украшений. Богатые женщины могли заказать зергеру комплект украшений, исполненный в едином стиле. Девушки из состоятельных семей имели полный набор серебряных украшений, общий вес которых иногда превышал 3 килограмма.

Особой пышностью и великолепием отличался свадебный наряд невесты. В него входил высокий, конусовидный головной убор – сәукеле, височные подвески и серьги, ожерелье и нагрудное украшение, браслеты и перстни, амулеты. Молодые женщины продолжали носить эти украшения в первое время после свадьбы и по праздникам.

Следует отметить, что в Степи дороже всего ценились не сундуки, не колье, не оружие и седло, а головной убор невесты. Парадоксально, но эта какая-то магическая перекличка двух далеких эпох: богато украшенного драгоценностями головного убора сакского вождя и казахской невесты, оказавшегося для казахов наибольшей ценностью. Достаточно сказать, что подаренный ленинградскому этнографическому музею сәукеле по цене равнялся стоимости сотни лошадей! Сәукеле – самое богатое изделие народных зергеров и по ювелирному искусству, содержащее в себе многие виды украшений. В старинном головном уборе можно найти и всевозможные подвески с бубенчиками, и богатое колье, и драгоценные камни.

Впрочем, иначе и не могло быть, если учесть, что в основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Перед замужеством в доме невесты совершали мнимое погребение: невесту одевали в ритуальный костюм, закрывали ей лицо, причитали над ней и в таком виде увозили к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободна от них и приобщилась к энергетике дома и семьи жениха. Для этого «воскрешали» невесту – открывали ей лицо (беташар) и знакомили с родственниками будущего мужа.

 

Свадебный головной убор делали конусообразный, из белой кошмы, покрывали ее красным сукном и отделывали оторочкой из меха нутрии. Сәукеле украшали серебряными, золотыми изделиями с жемчугом, кораллами, а также бриллиантовыми и другими драгоценными камнями. На лоб свисали серебряные подвески, закрывая третий энергетический центр. На спину и грудь невесты спускались широкие ленты с украшениями, серебряными цепочками и подвесками. К тому же при движении такое ювелирное богатство дополнялось музыкальным звучанием. Нередко головной убор имел накидку на плечи, отделанную бархатной оторочкой с орнаментом.

После замужества женщина носила капюшонообразный головной убор – кимешек, он украшался бахромой, вышивкой и вышитыми под подбородком мелкими бляхами, а также монетами и бусинами.

Закат серебряного века

При кочевом образе жизни казахи свое богатство, кроме скота, сохраняли, естественно, в золоте и серебряных украшениях. Поэтому серебро украшало не только людей, но и предметы быта. При этом украшенная серебром мебель и посуда встречалась почти повсеместно. А некоторые изделия по содержанию золота и драгоценных камней достигали баснословной цены.

Серебряное великолепие распространилось на многие предметы быта: оружие, конскую сбрую, музыкальные инструменты, мебель. Возможно, повсеместностью серебряных украшений и объясняется анонимность многих шедевров казахского ювелирного искусства XIX-начала ХХ вв. Наиболее развита и разнообразна была отделка конской сбруи. Седло степных мастеров даже имело свое название – казахское седло. Особенно богато украшались женские седла, передние и задние части которых покрывались серебряными пластинами и украшениями с различными драгоценными камнями. Женское седло с позолотой известного мастера Наби Карибаева имеется в Центральном государственном музее.

Наиболее востребованный металл – серебро – был русского и китайского производства. При сохранении древних обрядовых традиций национального костюма и украшений, ювелирные изделия казахов в разных регионах имели свою специфику. В целом, казахские мастера золотых и серебряных дел в совершенстве владели различными техниками обработки металлов: ковка, гравировка, чернение, инкрустация, филигрань, насечка, зернь, скань и т.д.

Серебряное великолепие Степи – ювелирное искусство казахов, имевшее древние традиции, постепенно стало угасать к концу XIX-началу ХХ века, когда царские наместники и чиновники стали вывозить в большом количестве степные драгоценности. Закат серебряного века казахских ювелиров пришелся на время правления Голощекина с его конфискацией золота и серебряных украшений у казахов.

Конечно, в наше время возрождаются народные промыслы, но серебряный век ювелиров безвозвратно ушел в прошлое, унося с собой целую культуру – необычайное мастерство, богатство материалов и магическую основу ювелирного искусства, которой была освящена жизнь и быт казахов прошлых веков. Сегодня мы носим украшения из других стран… нивелированные.

 
 
Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта Rambler's Top100
Закат серебряного века казахских ювелиров