Товаров на:

0 тенге

Оформить заказ »
Добавлено в корзину
Новости:
22.10.2009 г.
Вниманию пользователей сайта!
Сайт наполнен тестовой информацией. Вам необходимо самостоятельно заменить ее на другую, соответствующую Вашим требованиям, сделать это можно через систему управления сайтом, которая уже открыта для Вас.

Степь в изобразительном искусстве 18-20 в.в.

Степь в изобразительном искусстве XVIII - начала XX века (2 Голосов) Институт степи

21.06.11 09:38

Произведения какого художника вспомнятся нам, если произнести слово «лес»? Скорее всего - И.И. Шишкина. Вы скажете «море» - и увидите полотна И.К. Айвазовского. А чье имя ассоциируется со «степью»? Есть ли у нее свой «певец»?

 

 

Если обратиться к истории изучения Оренбургского края, то первые изображения нашей местности следует искать у художников, участников научных экспедиций XVIII века.

Пожалуй, самыми ранними из них являются работы англичанина Джона Кэстля, художника Оренбургской экспедиции И.К. Кирилова. Кэстль дважды совершил путешествие в Орду хана Абулхаира. Во время своих странствий по казахским степям и Башкирии он вел дневник, в котором отмечал все встречавшиеся на его пути достопримечательности: руины старинных зданий и могил, табуны диких лошадей, реки, через которые ему приходилось переправляться, озера, горы, леса, степи и т.д. «Дневник о добровольно и исключительно ради пользы Русского государства предпринятом в высшей степени необходимом и, хотя опасном, но счастливо совершенном путешествии в 1736 г. из Оренбурга к Абулхаиру, хану киргиз-кайсацкой татарской орды. Составлен англичанином Джоном Кэстлем, бывшим живописцем Оренбургской экспедиции», проиллюст­рированный 13 рисунками этнографического характера, изображавшими отдельные эпизоды из его путешествия и пребывания в Орде, был опубликован в 1784 г. в Риге на немецком языке. В октябре 1737 года Кэстль получил отставку, и его дальнейшая судьба неизвестна [9].

Художники Оренбургских экспедиций 1768-1774 гг., работавшие под руководством П.С. Палласа, И. Фалька и И.И. Лепехина, - Николай Дмитриев, Петр Григорьев, Михайло Шалауров [10], выполняя задания своих руководителей, также отдавали предпочтение изображению номадов.

Окружающая человека природа оставалась вне художественных интересов практически до конца первой половины XIX века.

Александр Осипович Орловский (1777-1832) жизнь степи представил на литографиях «Отдыхающий калмык» (1813), «Башкир и киргиз верхом» (1816), «Киргиз на белом коне» (1819), «Битва Каза­кове киргизами» (1826) [6].

Продолжали традицию XVIII века - делать зарисовки во время экспедиций - и в следующем веке. Емельян Корнеев (1780-1839), находясь в составе экспедиции генерала Г. Спренгпортена, посетил казах­ские степи и создал ряд зарисовок, позднее изданных в Париже (в русском переводе название книги - «На­роды России. Описание нравов, обычаев и костюмов различных народностей Российской империи, сопровождаемые изображениями». Париж, 1812-1813). Несколько весьма интересных зарисовок пейзажного, жанрового и, отчасти, батального характера, явившихся итогом недолгого пребывания в Оренбурге и оренбург­ских степях и участия в хивинском походе 1839 года, оставил В.И. Штернберг (1818-1845). В этом же ряду можно назвать имя Ольги Николаевны Бутаковой (1830-1903), жены известного исследователя Араль­ского моря А.И. Бутакова. Начиная с 1853 г. и до 1861 г., она жила, с перерывами, в разных местностях Ка­захстана, в Оренбурге и в ряде степных укреплений на Сыр-Дарье, проведя в общей сложности в казах­ских степях не менее пяти-шести лет. Большая часть рисунков польского ссыльного Бронислава Залеского (1820-1880) объединена в альбоме «Башкирия, Киргизия и Средняя Азия», хранящемся в собрании Исто­рического музея в Москве. В 1865 году в Париже был издан его альбом «Жизнь киргизских степей», включивший 22 офорта с текстами, который получил высокую оценку видного русского востоковеда В.В. Григорьева. Среди опубликованных работ - 12 видов степных укреплений и ландшафтов, жанровые сцены, изображения степных мавзолеев. Этнографический интерес представляет изображение интерьера казахской юрты, сопровождающееся его описанием. Пейзажные офорты Бронислава Залеского и Ольги Николаевны Бутаковой не утратили своей ценности для географа и историка и доныне, поскольку во многих местах, ими изображенных. в дальнейшем никогда не работал ни один художника. В экспедициях рисовал и другой ссыльный - Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861). Известны его «Пожар в степи» (1848), изображения казахов, среди которых самым удачным считается портрет «Ка­зашка Катя» (1856-1857) [12].

С конца 20-х - начала 30-х гг. XIX в. увеличивает­ся число литографированных иллюстраций в изданных в России книгах о Средней Азии и Казахстане. Как пример можно привести произведения Евграфа Кайдалова «Караван-записки во время похода в Бухарию русского каравана в 1824-1825 гг.» (М, 1827), Жоржа Мейендорфа, участника миссии Негри, «Путешествие из Оренбурга в Бухару» (Париж, 1826), А.Н. Левшина «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» (М., 1832). Наряду с изображениями этнографического характера наблюдается стремление передать особенности песчано-пустынного пейзажа, памятников степной архитектуры (мавзолеев). В кни­гах по географии и ботанике конца XIX и самого нача­ла XX века встречаются степные пейзажи и «типы», например в «Альбоме картин по географии внеевро­пейских стран» [1] даны примеры «видов» киргизс­кой степи, саванны, прерии, в первом томе солидного издания Кернера фон-Марилауна «Жизнь растений» была сделана цветная вклейка, выполненная немецки­ми художниками, «Степной ковыль (южная Россия)» [7], представляющая образцы степной флоры, в книге А.В. Зеленина «Путешествия Н.М. Пржевальского» есть иллюстрация «Пожар в степи» [5]. И этот список можно продолжать и продолжать, но все это единич­ные изображения.

Среди всех существующих изображений степного ландшафта оригинальнее всего он представлен на ри­сунках Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), сопровождавшего в 1837 году девятнадцатилетнего наследника престола, великого князя Александра Ни­колаевича, в его поездке по России [8].

Что он изоб­разил, точно передает отрывок из повести В.И. Даля (1801 - 1872) «Бикей и Мауляна»: «...Я недавно услал к своим вид, снятый неискусною, но услужливою ру­кою, с зауральской природы, сидя на вышке оренбург­ского менового двора, или, пожалуй, на крыльце губер­наторского дома, все равно; видом этим я служить не могу, потому что я его услал; но если вам угодно сделать снимок, не имея подлинника, то возьмите в руки перо или карандаш, положите перед собою большой лист бу­маги или склейте их несколько десятков вместе, начните карандашом с одного конца и ведите прямо, до другого края бумаги, а потом подпишите выше черты: небо, а ниже: земля, и я, не видав художественного произведения вашего, скреплю: с подлинным верно, приложу и руку и печать <...>. Итак, вы познакомились с видом в зауральскую степь; справедливость требует однако же сказать, что такой печальный вид степь представля­ет только, начиная от Оренбурга до взморья...» [4]

Среди художников второй половины XIX века, жив­ших здесь или посетивших наш степной край, можно на­звать такие имена, как А.Ф. Чернышев (1824-1863), Л.В. Попов (1873-1914), а также так называемых художников-путешественников - В.В. Верещагина (184-1904), Н.Н. Каразина (1842-1908). Скуль­птор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), обладая неистощимой страстью к путешествиям, к наблюдению и изучению жизни различных народов, изоб­ражению животных, совершал почти ежегодные путе­шествия по России. Поездки по центральным губерниям, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии и многим дру­гим местам давали ему богатые впечатления, подска­зывали тематику и сюжеты большинства произведений. Стасов, русский художественный критик, заметил, что про­изведения Лансере оказываются во многом близкими и сходными с творчеством В.В. Верещагина, т.к. оба ху­дожника склонны к «изображению народов... живущих вдали от городов, среди степей и полей, гор и рек, в кибитках и юртах, в избах и землянках... Всех этих лю­дей Верещагин и Лансере долго и пристально изучали во время многочисленных, нарочно предпринятых путешест­вий...». За свою недолгую жизнь Лансере создал около четырехсот произведений, наиболее известные из кото­рых относятся к концу 1870-х годов, например, «Ловля дикой лошади», представляющая момент борьбы между человеком и пойманной им степной лошадью, делающей отчаянные усилия вырваться на свободу, и «Киргизский косяк на отдыхе» (1879) - бронзовая скульптурная группа, изображающая лежащего на земле и играюще­го на простом духовом инструменте, похожем на рус­скую свирель, киргиза, его спутника, сидящего рядом и задумчиво ласкающего жеребенка, коней, сбившихся в кучу около людей. Как и в большинстве работ Лан­сере - здесь множество деталей, дающих представле­ние о быте кочевников, их одеждах, предметах обихода. Скульптурные группы и статуэтки Лансере отливались не только из бронзы, но и из чугуна. Например, «Про­щание казака с казачкой», «Джигитовка» и несколько других были отлиты на знаменитом Каслинском чугуно­литейном заводе на Урале [13].

По тематике и художественным образам к творчес­тву Е.А. Лансере близко искусство Николая Егоро­вича Сверчкова (1817-1898). Его произведения «В метель», «Тройка в степи», «Буран в степи», «Ямская тройка», «Пожар в степи», выполненные в 1850-1860-х годах, передают всю бескрайность, суро­вость, свободную стихию, присущие степному краю [11].

Но самым «степным» художником можно, без сом­нения, считать Сергея Васильевича Иванова (1864-1910). Родившись в г. Рузе, Московской губернии, свое детство он провел, в основном, в Воронежской и Самарской губерниях, а в дальнейшем проехал Орен­бургскую губернию до ее восточных границ, бывал в казахских степях, Букеевской орде, степных районах Поволжья, «Соня, голубушка, - писал он жене летом 1899 г., - ты не поверишь, как я наслаждаюсь. Я на­слаждаюсь степью, солнцем, бешеной скачкой даже по страшно тряской дороге, наслаждаюсь пылью, которая покрывает меня и придает всему какой-то общий тон, но полный солнца. Я люблю, не нахожу другого вы­ражения, эти мазанки покинутых теперь киргизских зимников, мелькающие то справа, то слева мимо меня, люблю кибитки, белые фигуры, возящиеся около них, целые табуны столпившихся лошадей и этот народ, может быть, дикий, но свободолюбивый и простой... Ужасно хорошо здесь - ей-богу, что-то родное, как будто во мне есть нечто киргизское, да и нельзя не по­любить этот простор - ширь. День, как нарочно, уди­вительно ясный, и тень от набегающих облачков только разнообразит серую выжженную картину степи, давая какое-то прямо музыкальное настроение. Как хороши эти бедные кладбища, попадающиеся сплошь да рядом по дороге, с фигурой степного орла, медленно подни­мающегося при нашем приближении» [3]. Все кажется художнику прекрасным, даже когда «в степи на гори­зонте крутится столб пыли».

Самыми известными произведениями Иванова явля­ются его рисунки и картины из серии «Переселенцы».

Помимо профессиональных художников в крае продолжали работать и художники-любители, сре­ди которых можно выделить Владимира Николаеви­ча Плотникова (1832 - ум. после 1909). Творчество В.Н. Плотникова - яркий образец эволюции, которую претерпело художественное любительство России с начала XIX в. к шестидесятым годам. Если в начале века интересы художников-любителей ограничива­лись лишь более или менее добросовестной фиксацией впечатлений от природы и быта народов, то в 1860 гг. они стремятся к обогащению этнографической науки. Громадный альбом Плотникова состоит из 45 листов ватмана, на которых размещено 253 рисунка, изобра­жающих одежду, обувь, головные уборы и украшения казахов того времени, домашнюю утварь, кочевое и оседлое жилище, сбрую, седла, ремесленные инстру­менты, орнамент и многое другое. В альбоме имеются также жанровые сцены, рисунки художник сопроводил подробными описаниями, нередко содержащими мест­ную терминологию [2].

Список «степных» художников XIX века не будет полным, если хотя бы не упомянуть о таких художниках и их картинах, как И.Е. Репин (1844-1930) - «По следу», Ф.А. Рубо (1856-1928) - «Атака запорожцев в степи», С.И. Васильковский (1854-1917) - «Утро. Отара в степи», «Казаки в степи» и др.

За двухсотлетний период изобразительные источни­ки прошли большую эволюцию. Рисовальщики акаде­мических экспедиций XVIII века стремились наиболее точно воспроизводить лишь «внешнее обличье» этни­ческих типов и иногда пейзаж. В XIX веке художни­ки стали стремиться передать дух степи - ее стихию, волю, суровость.

 

Литература

1. Альбом картин по географии внеевропейских стран. - СПб: Тип. Т-ва «Просвещение», 1904.
2. Бежкевич А. С. Этнографические рисунки В.Н. Плотникова по быту казахов (1859-1862 гг.) // Со­ветская этнография. - 1953. - № 4. - С. 113.
3. Грановский И.Н. Сергей Васильевич Иванов. Жизнь и творчество. - М., 1962. - С. 163. - (Рус­ские художники. Монографии).
4. Даль В.И. Бикей и Мауляна. - Челябинск, 1985. - С. 97.
5. Зеленин А.В. Путешествия Н.М. Пржеваль­ского. - СПб, 1899. - С. 195.
6. Зименко В. Александр Осипович Орловский.
1777-1832. - М., 1951. - С. 19; 21.
7. Кернер фон-Марилаун А. Жизнь растений. Т. 1 / Пер. со 2-го, перераб. и доп изд. - 5-е изд. - СПб, 1896. - [Цвет, вклейка «Степной ковыль (южная Рос­сия)»].
8. Курочкин Ю.М. Уральский вояж поэта. - Че­лябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 144 с.
9. Матвиевский П.Е. Дневник Джона Кэстля как источник по истории и этнографии казахов / / История СССР. - 1958. - № 4. - С. 133-144.
10. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX веках / Сост. В.Ф. Гнучева. - М.-Л., 1940. - С. 95-96.
11. Стрельцов С. Николай Егорович Сверчков (1817-1898). - М.: Искусство, 1954. - 35 с.
12. Чабров Г.Н. Изобразительные источники по ис­тории Средней Азии и Казахстана XVIII - первой пол.
XIX вв. / Ташкент, гос. ун -т им. В. И. Ленина: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Ташкент, 1966. - 36 с.
13. Шмидт И. Евгений Александрович Лансере (1848-1886). - М.: Искусство, 1954. - 29 с.

 

Т.Н. Савинова
Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия
Последнее обновление 21.06.11 10:07
 
 
Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта Rambler's Top100
Степь в изобразительном искусстве 18-20 в.в.