
Произведения какого художника вспомнятся нам, если произнести слово «лес»? Скорее всего - И.И. Шишкина. Вы скажете «море» - и увидите полотна И.К. Айвазовского. А чье имя ассоциируется со «степью»? Есть ли у нее свой «певец»?
Если обратиться к истории изучения Оренбургского края, то первые изображения нашей местности следует искать у художников, участников научных экспедиций XVIII века.
Пожалуй, самыми ранними из них являются работы англичанина Джона Кэстля, художника Оренбургской экспедиции И.К. Кирилова. Кэстль дважды совершил путешествие в Орду хана Абулхаира. Во время своих странствий по казахским степям и Башкирии он вел дневник, в котором отмечал все встречавшиеся на его пути достопримечательности: руины старинных зданий и могил, табуны диких лошадей, реки, через которые ему приходилось переправляться, озера, горы, леса, степи и т.д. «Дневник о добровольно и исключительно ради пользы Русского государства предпринятом в высшей степени необходимом и, хотя опасном, но счастливо совершенном путешествии в 1736 г. из Оренбурга к Абулхаиру, хану киргиз-кайсацкой татарской орды. Составлен англичанином Джоном Кэстлем, бывшим живописцем Оренбургской экспедиции», проиллюстрированный 13 рисунками этнографического характера, изображавшими отдельные эпизоды из его путешествия и пребывания в Орде, был опубликован в 1784 г. в Риге на немецком языке. В октябре 1737 года Кэстль получил отставку, и его дальнейшая судьба неизвестна [9].
Художники Оренбургских экспедиций 1768-1774 гг., работавшие под руководством П.С. Палласа, И. Фалька и И.И. Лепехина, - Николай Дмитриев, Петр Григорьев, Михайло Шалауров [10], выполняя задания своих руководителей, также отдавали предпочтение изображению номадов.
Окружающая человека природа оставалась вне художественных интересов практически до конца первой половины XIX века.
Александр Осипович Орловский (1777-1832) жизнь степи представил на литографиях «Отдыхающий калмык» (1813), «Башкир и киргиз верхом» (1816), «Киргиз на белом коне» (1819), «Битва Казакове киргизами» (1826) [6].
Продолжали традицию XVIII века - делать зарисовки во время экспедиций - и в следующем веке. Емельян Корнеев (1780-1839), находясь в составе экспедиции генерала Г. Спренгпортена, посетил казахские степи и создал ряд зарисовок, позднее изданных в Париже (в русском переводе название книги - «Народы России. Описание нравов, обычаев и костюмов различных народностей Российской империи, сопровождаемые изображениями». Париж, 1812-1813). Несколько весьма интересных зарисовок пейзажного, жанрового и, отчасти, батального характера, явившихся итогом недолгого пребывания в Оренбурге и оренбургских степях и участия в хивинском походе 1839 года, оставил В.И. Штернберг (1818-1845). В этом же ряду можно назвать имя Ольги Николаевны Бутаковой (1830-1903), жены известного исследователя Аральского моря А.И. Бутакова. Начиная с 1853 г. и до 1861 г., она жила, с перерывами, в разных местностях Казахстана, в Оренбурге и в ряде степных укреплений на Сыр-Дарье, проведя в общей сложности в казахских степях не менее пяти-шести лет. Большая часть рисунков польского ссыльного Бронислава Залеского (1820-1880) объединена в альбоме «Башкирия, Киргизия и Средняя Азия», хранящемся в собрании Исторического музея в Москве. В 1865 году в Париже был издан его альбом «Жизнь киргизских степей», включивший 22 офорта с текстами, который получил высокую оценку видного русского востоковеда В.В. Григорьева. Среди опубликованных работ - 12 видов степных укреплений и ландшафтов, жанровые сцены, изображения степных мавзолеев. Этнографический интерес представляет изображение интерьера казахской юрты, сопровождающееся его описанием. Пейзажные офорты Бронислава Залеского и Ольги Николаевны Бутаковой не утратили своей ценности для географа и историка и доныне, поскольку во многих местах, ими изображенных. в дальнейшем никогда не работал ни один художника. В экспедициях рисовал и другой ссыльный - Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861). Известны его «Пожар в степи» (1848), изображения казахов, среди которых самым удачным считается портрет «Казашка Катя» (1856-1857) [12].
С конца 20-х - начала 30-х гг. XIX в. увеличивается число литографированных иллюстраций в изданных в России книгах о Средней Азии и Казахстане. Как пример можно привести произведения Евграфа Кайдалова «Караван-записки во время похода в Бухарию русского каравана в 1824-1825 гг.» (М, 1827), Жоржа Мейендорфа, участника миссии Негри, «Путешествие из Оренбурга в Бухару» (Париж, 1826), А.Н. Левшина «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» (М., 1832). Наряду с изображениями этнографического характера наблюдается стремление передать особенности песчано-пустынного пейзажа, памятников степной архитектуры (мавзолеев). В книгах по географии и ботанике конца XIX и самого начала XX века встречаются степные пейзажи и «типы», например в «Альбоме картин по географии внеевропейских стран» [1] даны примеры «видов» киргизской степи, саванны, прерии, в первом томе солидного издания Кернера фон-Марилауна «Жизнь растений» была сделана цветная вклейка, выполненная немецкими художниками, «Степной ковыль (южная Россия)» [7], представляющая образцы степной флоры, в книге А.В. Зеленина «Путешествия Н.М. Пржевальского» есть иллюстрация «Пожар в степи» [5]. И этот список можно продолжать и продолжать, но все это единичные изображения.
Среди всех существующих изображений степного ландшафта оригинальнее всего он представлен на рисунках Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), сопровождавшего в 1837 году девятнадцатилетнего наследника престола, великого князя Александра Николаевича, в его поездке по России [8].
Что он изобразил, точно передает отрывок из повести В.И. Даля (1801 - 1872) «Бикей и Мауляна»: «...Я недавно услал к своим вид, снятый неискусною, но услужливою рукою, с зауральской природы, сидя на вышке оренбургского менового двора, или, пожалуй, на крыльце губернаторского дома, все равно; видом этим я служить не могу, потому что я его услал; но если вам угодно сделать снимок, не имея подлинника, то возьмите в руки перо или карандаш, положите перед собою большой лист бумаги или склейте их несколько десятков вместе, начните карандашом с одного конца и ведите прямо, до другого края бумаги, а потом подпишите выше черты: небо, а ниже: земля, и я, не видав художественного произведения вашего, скреплю: с подлинным верно, приложу и руку и печать <...>. Итак, вы познакомились с видом в зауральскую степь; справедливость требует однако же сказать, что такой печальный вид степь представляет только, начиная от Оренбурга до взморья...» [4]
Среди художников второй половины XIX века, живших здесь или посетивших наш степной край, можно назвать такие имена, как А.Ф. Чернышев (1824-1863), Л.В. Попов (1873-1914), а также так называемых художников-путешественников - В.В. Верещагина (184-1904), Н.Н. Каразина (1842-1908). Скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), обладая неистощимой страстью к путешествиям, к наблюдению и изучению жизни различных народов, изображению животных, совершал почти ежегодные путешествия по России. Поездки по центральным губерниям, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии и многим другим местам давали ему богатые впечатления, подсказывали тематику и сюжеты большинства произведений. Стасов, русский художественный критик, заметил, что произведения Лансере оказываются во многом близкими и сходными с творчеством В.В. Верещагина, т.к. оба художника склонны к «изображению народов... живущих вдали от городов, среди степей и полей, гор и рек, в кибитках и юртах, в избах и землянках... Всех этих людей Верещагин и Лансере долго и пристально изучали во время многочисленных, нарочно предпринятых путешествий...». За свою недолгую жизнь Лансере создал около четырехсот произведений, наиболее известные из которых относятся к концу 1870-х годов, например, «Ловля дикой лошади», представляющая момент борьбы между человеком и пойманной им степной лошадью, делающей отчаянные усилия вырваться на свободу, и «Киргизский косяк на отдыхе» (1879) - бронзовая скульптурная группа, изображающая лежащего на земле и играющего на простом духовом инструменте, похожем на русскую свирель, киргиза, его спутника, сидящего рядом и задумчиво ласкающего жеребенка, коней, сбившихся в кучу около людей. Как и в большинстве работ Лансере - здесь множество деталей, дающих представление о быте кочевников, их одеждах, предметах обихода. Скульптурные группы и статуэтки Лансере отливались не только из бронзы, но и из чугуна. Например, «Прощание казака с казачкой», «Джигитовка» и несколько других были отлиты на знаменитом Каслинском чугунолитейном заводе на Урале [13].
По тематике и художественным образам к творчеству Е.А. Лансере близко искусство Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898). Его произведения «В метель», «Тройка в степи», «Буран в степи», «Ямская тройка», «Пожар в степи», выполненные в 1850-1860-х годах, передают всю бескрайность, суровость, свободную стихию, присущие степному краю [11].
Но самым «степным» художником можно, без сомнения, считать Сергея Васильевича Иванова (1864-1910). Родившись в г. Рузе, Московской губернии, свое детство он провел, в основном, в Воронежской и Самарской губерниях, а в дальнейшем проехал Оренбургскую губернию до ее восточных границ, бывал в казахских степях, Букеевской орде, степных районах Поволжья, «Соня, голубушка, - писал он жене летом 1899 г., - ты не поверишь, как я наслаждаюсь. Я наслаждаюсь степью, солнцем, бешеной скачкой даже по страшно тряской дороге, наслаждаюсь пылью, которая покрывает меня и придает всему какой-то общий тон, но полный солнца. Я люблю, не нахожу другого выражения, эти мазанки покинутых теперь киргизских зимников, мелькающие то справа, то слева мимо меня, люблю кибитки, белые фигуры, возящиеся около них, целые табуны столпившихся лошадей и этот народ, может быть, дикий, но свободолюбивый и простой... Ужасно хорошо здесь - ей-богу, что-то родное, как будто во мне есть нечто киргизское, да и нельзя не полюбить этот простор - ширь. День, как нарочно, удивительно ясный, и тень от набегающих облачков только разнообразит серую выжженную картину степи, давая какое-то прямо музыкальное настроение. Как хороши эти бедные кладбища, попадающиеся сплошь да рядом по дороге, с фигурой степного орла, медленно поднимающегося при нашем приближении» [3]. Все кажется художнику прекрасным, даже когда «в степи на горизонте крутится столб пыли».
Самыми известными произведениями Иванова являются его рисунки и картины из серии «Переселенцы».
Помимо профессиональных художников в крае продолжали работать и художники-любители, среди которых можно выделить Владимира Николаевича Плотникова (1832 - ум. после 1909). Творчество В.Н. Плотникова - яркий образец эволюции, которую претерпело художественное любительство России с начала XIX в. к шестидесятым годам. Если в начале века интересы художников-любителей ограничивались лишь более или менее добросовестной фиксацией впечатлений от природы и быта народов, то в 1860 гг. они стремятся к обогащению этнографической науки. Громадный альбом Плотникова состоит из 45 листов ватмана, на которых размещено 253 рисунка, изображающих одежду, обувь, головные уборы и украшения казахов того времени, домашнюю утварь, кочевое и оседлое жилище, сбрую, седла, ремесленные инструменты, орнамент и многое другое. В альбоме имеются также жанровые сцены, рисунки художник сопроводил подробными описаниями, нередко содержащими местную терминологию [2].
Список «степных» художников XIX века не будет полным, если хотя бы не упомянуть о таких художниках и их картинах, как И.Е. Репин (1844-1930) - «По следу», Ф.А. Рубо (1856-1928) - «Атака запорожцев в степи», С.И. Васильковский (1854-1917) - «Утро. Отара в степи», «Казаки в степи» и др.
За двухсотлетний период изобразительные источники прошли большую эволюцию. Рисовальщики академических экспедиций XVIII века стремились наиболее точно воспроизводить лишь «внешнее обличье» этнических типов и иногда пейзаж. В XIX веке художники стали стремиться передать дух степи - ее стихию, волю, суровость.
Литература
1. Альбом картин по географии внеевропейских стран. - СПб: Тип. Т-ва «Просвещение», 1904. 2. Бежкевич А. С. Этнографические рисунки В.Н. Плотникова по быту казахов (1859-1862 гг.) // Советская этнография. - 1953. - № 4. - С. 113. 3. Грановский И.Н. Сергей Васильевич Иванов. Жизнь и творчество. - М., 1962. - С. 163. - (Русские художники. Монографии). 4. Даль В.И. Бикей и Мауляна. - Челябинск, 1985. - С. 97. 5. Зеленин А.В. Путешествия Н.М. Пржевальского. - СПб, 1899. - С. 195. 6. Зименко В. Александр Осипович Орловский. 1777-1832. - М., 1951. - С. 19; 21. 7. Кернер фон-Марилаун А. Жизнь растений. Т. 1 / Пер. со 2-го, перераб. и доп изд. - 5-е изд. - СПб, 1896. - [Цвет, вклейка «Степной ковыль (южная Россия)»]. 8. Курочкин Ю.М. Уральский вояж поэта. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 144 с. 9. Матвиевский П.Е. Дневник Джона Кэстля как источник по истории и этнографии казахов / / История СССР. - 1958. - № 4. - С. 133-144. 10. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX веках / Сост. В.Ф. Гнучева. - М.-Л., 1940. - С. 95-96. 11. Стрельцов С. Николай Егорович Сверчков (1817-1898). - М.: Искусство, 1954. - 35 с. 12. Чабров Г.Н. Изобразительные источники по истории Средней Азии и Казахстана XVIII - первой пол. XIX вв. / Ташкент, гос. ун -т им. В. И. Ленина: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Ташкент, 1966. - 36 с. 13. Шмидт И. Евгений Александрович Лансере (1848-1886). - М.: Искусство, 1954. - 29 с.
Т.Н. Савинова Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия |