Товаров на:

0 тенге

Оформить заказ »
Добавлено в корзину
Новости:
22.10.2009 г.
Вниманию пользователей сайта!
Сайт наполнен тестовой информацией. Вам необходимо самостоятельно заменить ее на другую, соответствующую Вашим требованиям, сделать это можно через систему управления сайтом, которая уже открыта для Вас.

Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет — возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. Наиболее яркий пример — аукционная продажа картины полузабытого викторианского худо

Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет - возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. Наиболее яркий пример - аукционная продажа картины полузабытого викторианского художника Лоуренса Альма-Тадемы (Lawrence Alma-Tadema) «Обретение Моисея» за 35,9 миллиона долларов. В Брюсселе недавно завершилась выставка «Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского» - самый крупный смотр подобного рода произведений с 1984 года. А в парижском Музее Орсэ показывали картины академика Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme), много изображавшего «экзотический» для европейцев быт турок и египтян. О том, почему вновь появился этот тренд, размышляет британская газета The Art Newspaper.
Для начала стоит вспомнить, почему в последние несколько десятилетий ориенталистская живопись воспринималась как нечто, по выражению английского куратора Николаса Троманса (Nicholas Tromans), «этически неправильное». В 2008 году Троманс устроил в галерее Тейт выставку британских картин под названием «Притяжение Востока»; мероприятие совпало с 30-летием выхода ключевого труда, критикующего традиционные европейские представления о восточной культуре - книги Эдварда Саида (Edward Said) «Ориентализм». По мнению Саида, эти воззрения были одним из проявлений империализма.

Читать дальше...  «Я думаю, что попытки применить идеи Саида к анализу живописи были не очень успешны, - заявляет Троманс. - "Ориентализм" в саидовском значении этого слова выражает наше нежелание признать, что люди на Востоке могут смотреть на мир "правильно", что их воззрения естественны: согласно западному мышлению, наше восприятие действительности объективно, а они видят все сквозь призму религии и консервативной культуры. Но, говоря философски, мы вряд ли можем утверждать, что какая-то визуальная культура более "естественна", чем другая, - они просто разные».

Обложку американского издания книги Саида украшает репродукция работы Жерома «Заклинатель змей»; по мнению автора, картина отображает не истинные нравы и обычаи Востока, а западные стереотипы. Благодаря обилию деталей произведения художника долгое время считались реалистическими, на самом деле они больше отвечают тогдашним европейским мифам о чувственном и жестоком арабском мире.

Еще одна проблема - непопулярность академической живописи XIX века, которую принято считать слишком «стерильной», помпезной и вообще неинтересной. Можно ли утверждать, что новый тренд продиктован желанием добиться переоценки этого искусства? Или это всего лишь отражение реалий арт-рынка, где все заметней становится роль богатых покупателей с Ближнего Востока?

«Я долго считал, что живопись XIX века игнорируется совершенно незаслуженно, - говорит куратор брюссельской выставки Роже Дидеран (Roger Diederen). - С того времени осталось много очень качественных работ. Ориентализм привлекал художников всех стран, всех направлений - это же такая богатая тема. В их произведениях затрагивается огромное количество проблем - социальных, религиозных, политических, которые и в наше время стоят крайне остро, и поэтому выставку на тему ориентализма никак нельзя назвать неактуальной».

А вот что утверждает Эдуар Папе (Edouard Papet), один из устроителей выставки в Орсэ: «Мы не собираемся реабилитировать ни Жерома, ни живопись XIX века. Да, он академик - хотя работы, созданные после 1850 года, к этому течению не отнесешь. Мы хотим показать, каким он был потрясающим создателем образов, какой современной была его живопись». Папе подчеркивает, какое влияние его «иллюзия правды» оказала на Голливуд - стоит лишь вспомнить знаменитый фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Гладиатор». Известно, что режиссеру показывали репродукцию картины Жерома «Добей его!», изображающей поверженного гладиатора и требующих его смерти зрителей. По словам Скотта, именно тогда сей сюжет его и зацепил.

На рынке искусства живопись XIX века стала одним из немногих сегментов, не затронутых арт-бумом 2000-х. Индекс европейского искусства XIX века Art Market Report составил в сентябре 2008 года 10 099 пунктов (базовый уровень 1 014, точка отсчета - 1976 год). Десятикратный рост - относительно скромно по сравнению с европейскими импрессионистами (в октябре 2008 года их индекс составил 26 651 пунктов при том же базовом уровне). Стоит отметить, что у ориенталистов дела обстоят лучше: их индекс в 2007 году подскочил, достигнув в октябре 2010-го пика в 52 524 пункта (базовый уровень - 920).

«Успех ориентализма практически полностью зависит от активности покупателей с Ближнего Востока», - говорит директор лондонской галереи Fine Art Society. В своем эссе о рынке ориенталистов Николас Троманс пишет: «Британские империалисты покинули регион Персидского залива в 1971 году, но на их место тотчас же пришли британские арт-дилеры. Благодаря массивному росту цен на нефть после 1973 года в странах Залива появился существенный спрос на ориенталистскую живопись. И управлялся этот рынок из Лондона».

В 1980-х годах работы на «восточную» тему продавались весьма бодро, а в 1990-х рынок притих. Иногда аукционные дома устраивали специальные тематические торги, посвященные такого рода искусству. «Рынок [ориенталистов] всегда был волатилен, - говорит специалист аукционного дома Этьен Эльман (Etienne Hellman). - Риск достаточно высок». «Но на данный момент это самый динамичный сегмент рынка живописи XIX века, - отмечает глава галереи Mathaf Брайан Макдермот (Brian MacDermot). - Полотна на восточную тему продаются хорошо, но покупатели стали более разборчивы - они здраво относятся к ценам».

Среди известных покупателей - двоюродный брат катарского эмира шейх Хассан Аль-Тани (Hassan Al-Thani), чья коллекция хранится в Музее Ориентализма в Дохе (который, правда, сейчас закрыт). Некоторые экспонаты можно было недавно увидеть на посвященной Оттоманской империи выставке в местном Музее исламского искусства.

В последние годы также очень заметно присутствие на рынке покупателей из Турции и Ливана. В мае 2008 года картина Османа Хамди Бея (Osman Hamdi Bey) «Дама из Константинополя» принесла на Sotheby's три с лишним миллиона фунтов. Этьен Эльман также отмечает, что картины ориенталистов всегда пользовались спросом у американцев.

Ниже приведен список мероприятий, которые могут заинтересовать любителей этого течения в искусстве.

Выставки

Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского. Выставочный зал Культурного фонда Hypo, Мюнхен, 28 января - 1 мая; Centre de la Vieille Charité, Марсель, 27 мая - 28 августа.

Цвета Востока: Искусство и жизнь в Оттоманской Империи. Villa Empain, Брюссель, до 27 февраля.

Восток глазами Кристиана Лакруа. Музей на набережной Бранли, Париж, 8 февраля - 15 мая.

Гений Востока. Музей изящных искусств, Лион, 2 апреля - 4 июля.

Восток в итальянской живописи XIX века. Пинакотека Де Ниттис, Барлетта, Италия, 4 мая - 5 июня.

Восток: От Делакруа до Матисса. Музей капеллы Благовещения, Сен-Тропе, 1 июля - 30 октября.

Неизвестный Восток России: ориентальная живопись 1850-1920 годов. Музей Гронингена, Гронинген, Нидерланды, до 8 мая.

Аукционы

Картины, рисунки и акварели старых мастеров и художников XIX века, Christie's, Нью-Йорк, 26 января.

Искусство ориентализма. Впечатления о Ближнем Востоке и Северной Африке. Bonhams, Дубаи, 13 апреля.

Секция ориентализма, торги живописью XIX века, Sotheby's, Лондон, 18 мая.
Материал подготовила Юлия Максимова,
http://artinvestment.ru/news/auctnew...ientalism.html __________________
 
 
Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта Rambler's Top100
Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет — возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. Наиболее яркий пример — аукционная продажа картины полузабытого викторианского худо